Механические свойства

Поэтому при проектировании гидросооружений из породных отвалов обогащения следует уточнять не только их первоначальные характеристики, но и прогнозировать пределы их возможного изменения.

В период строительства основной плотины из суглинистых грунтов постоянного шламонакопителя Авдеевского коксохимического завода произошло оползание откоса в коренных грунтах. В качестве одного из мероприятий, позволяющего продлить срок строительства плотины, было решено построить экспериментальную плотину из отходов углеобогатительной фабрики на балке «Безымянной», которые находились в отвалах в течение 5-7 лет.

По рекомендациям ВНИИВОДГЕО техническая документация на строительство плотины из отходов была разработана Донецким отделением Союзводоканалпроект. Основные параметры плотины: высота- 17 м, ширина понизу- ПО м, заложение откосов 1 : 3, объем породы в теле плотины — 100 тыс. м3. Вместимость чаши 500 тыс. м3 с площадью зеркала — 10,5 га. Сооружение плотины было запроектировано с тонким противофильтрационным экраном, из суглинистых грунтов толщиной до 5 м.

Учитывая большую высоту плотины, в верховом и низовом откосах запроектированы бермы шириной 4 м. Основание плотины (ложе) сложено разнородными грунтами с наличием грунтовых вод. При отсыпке тела плотины увлажнение пород не производилось, так как естественная влажность составляла 7-10%. Порода при толщине слоя отсыпки 40 см уплотнялась пневмокатками до плотности в теле насыпи 1,86 г/см3. Погрузка пород производилась экскаваторами в автотранспорт. Срок строительства составил 6 месяцев.

В период эксплуатации плотины в течение трех лет отклонений от проектных параметров не наблюдалось. Откосы устойчивы, осадок тела насыпи не зафиксирован, фильтрация в пределах нормы. Породные отвалы чаще всего бывают плоские и конические. Плоский отвал представляет собой трапецию и образуется в результате отсыпки породы с эстакад или самосвалами. Конический отвал (террикон) образуется в случае, когда порода подается в скипах или вагонетках, перемещающихся по наклонному узкоколейному рельсовому пути.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *